Богданова Н.В.,
детский психолог, психоаналитик

Чувство юмора

Гримаски, похожие на улыбку, Вы можете наблюдать очень рано, буквально в первые дни жизни малыша. Но эти улыбки еще "ненастоящие". Они появляются при закрытых глазах, их не удается вызвать по желанию взрослого, они не всегда приурочены к одним и тем же ситуациям. Чаще всего такие улыбки наблюдаются во время купания, после еды, то есть когда младенец удовлетворен, и ничто его не беспокоит. Такие улыбки называют "гастрическими" или "спонтанными". Некоторые психологи именуют их "физиологическими", тем самым, подчеркивая, что психологического содержания подобные улыбки еще не имеют. Младенческие гримаски и улыбки указывают на врожденную пластичность лицевой мимики, посредством которой будут выражаться эмоции и чувства.

Появление первой улыбки в ответ на улыбку мамы, на ласковые слова, обращенные к малышу, знаменует конец периода новорожденности. Не пропустите первую улыбку своего чада! Постарайтесь поощрить ее, побудьте подольше около малыша, ответьте ему своей улыбкой, произнесите еще раз нежные слова. Он поймет, что с помощью улыбки может продлить контакт с Вами, и все чаще начнет пользоваться этим надежным средством. Психологи установили, что улыбка развивается по мере взросления малыша. Она становится продолжительнее, ярче, возникает легче и быстрее и все чаще озаряет личико ребенка. Пик в развитии улыбки - между тремя и четырьмя месяцами. Улыбки становятся разнообразнее, эмоциональнее: уже во втором полугодии у младенца различают открытые, доверчивые, радостные, смущенные, лукавые, печальные и застенчивые улыбки. В этом возрасте улыбка служит ребенку для того, чтобы выражать свои эмоции, делать их доступными окружающим людям. Улыбка - это одно из средств общения малыша.

Улыбка чаще и легче всего появляется при виде человеческого лица, даже нарисованного. Старайтесь чаще вызывать улыбку ребенка, обращаясь к нему тихим ласковым голосом, поглаживая нежно щечку или тельце, глядя в глаза. Самые подходящие для этого моменты, когда малыш поел, но еще не начал дремать, а также во время купания, массажа и разных гигиенических процедур.

Также улыбку младенца может вызвать яркая, привлекательная игрушка или солнечный зайчик. И малыш улыбается всякий раз, научившись чему-то новому, например, следить глазами за движущимся предметом.

Что вызывает смех у младенца? Разнообразные "фокусы" с появлением и исчезновением: мамино лицо исчезает за ладонями или спинкой кровати, а затем появляется. Ку-ку! Включается и выключается фонарик ("Есть огонек, щелк - нет огонька!"). Вызовут смех всякие "захватывающие дух" игры: качание на коленях с паданием в "ямку-бух!", подбрасывания, щекотания. Можно подуть со смешным громким звуком в животик малыша. Но не только Вы можете рассмешить своего ребенка, он и сам в состоянии организовать себе веселье. Например, двадцать раз "уронив" ложку, которую ему торжественно вручили, чтобы учился кушать самостоятельно. Глядя, как Вы раз за разом мужественно поднимаете, моете и вручаете ему "культурное средство" для отправки пищи в рот, Ваше чадо вволю нахохочется. Крепко схватив Вас за волосы, дедушку за бороду или бабушку за очки юный любитель шуток получит отличный повод для смеха, потому что это вызывает забавные гримасы на лицах взрослых, и они так потешно ойкают.

Когда Ваш малыш научится ходить, поводов для веселья и смеха станет больше. Можно поиграть в "догонялки". Для этого Вам понадобится: убрать с полок свои кубки и вымпелы чемпиона по бегу и попрактиковаться в восхищенных воплях "Ой ну как же наш Сашенька быстро бегает! Догоню, догоню! Никак не могу догнать!" При этом не забудьте громко топать и шумно отдуваться. Когда неуловимый малыш нахохочется, набегается, уверится в собственной быстроте и ловкости и Вашей тотальной неуклюжести, его можно поймать. Вовремя пойманный ребенок будет смеяться пуще прежнего.

Очень увлекательная игра - прятки. Временное ухудшение зрения и потеря ориентации у родителей - главное условие, чтобы ребенок насладился игрой и нахихикался, сидя под столом или стоя за креслом. Ведь взрослые "даже не представляют, где бы он мог спрятаться" и как его найти. Для маленьких поклонников экстремальных развлечений по-прежнему популярны разнообразные подбрасывания с пируэтами и скоростные падения в "ямку бух!" - гомерический хохот обеспечен. Еще можно строить друг другу рожицы - ребенок с удовольствием будет пытаться повторять Ваши экзерсисы. А если при этом издавать всякие забавные звуки - веселью не будет конца. Чтобы по окончании бурного и шумного веселья не было слез, его (веселье) можно завершить купанием. В ванной малыш будет плескаться и разбрызгивать воду с упоением давно не видевшего моря капитана дальнего плавания, зато потом его, теплого и расслабленного, можно без труда уложить спать.

К двум годам у ребенка складываются первоначальные представления об окружающем мире. Эти знания вносят ясность, порядок и стройность в мысли и рассуждения детей, и у ребенка появляется потребность "перевернуть" знакомый ему мир, опробовать его на прочность. Как это возможно? С помощью шутки. Настя с озорным и смущенным выражением лица говорит: "Папа маленький, а я большая" и смеется, приглашая и папу смеяться вместе с ней ее остроумной выдумке. Приписывая знакомым объектам противоположные признаки ребенок познает природу комичного. Ванечка, хитро прищурясь, изрекает, что "собачка сказала - мяу, а ворона - гав-гав", что "сахар соленый, а соль сладкая". "Изобретая" шутку, дети чувствуют, что "переворачивать" по своей прихоти мир не только не страшно, а весело и очень забавно. Для ребенка придумывание всяких несоответствий, несообразностей - это своеобразные "игры разума", ведь на самом деле он отлично знает, "как правильно", и справедливо гордится завоеваниями своего интеллекта. Обязательно смейтесь вместе с ребенком над его шутками, соревнуйтесь с ним в придумывании разных нелепиц и перевертышей, читайте шутливые стихи и песенки. Польза от таких стихов очевидна: находя в них несуразности и ошибки, ребенок чувствует свое умственное превосходство, обретает уверенность в своем интеллекте. Хохоча над незадачливыми героями, ребенок проникается уважением к самому себе: "Я-то не обожгусь холодной кашей", "не стану ловить маленькой удочкой большого кита", "не буду искать землянику на дне моря". Ребенку очень важно быть о себе высокого мнения и осознавать, что обширные области знаний уже прочно им завоеваны, что ошибаются другие, а не он.

У детей есть великая потребность в смехе, и важно дать им добротный материал для удовлетворения этой потребности. Чувство юмора - драгоценное качество, которое в будущем увеличит сопротивляемость неблагоприятным обстоятельствам, поможет избежать мелочных споров и ссор. Если Вы обладаете чувством юмора, щедро делитесь им с ребенком.