Протокол комплексного психологического обследования

Профиль когнитивного развития ребенка
  • Батарея тестов Кауфманов (KABC-II);
  • Психолого-образовательный профиль (PEP-3)
  • Тест Векслера - детский вариант (WISC)
  • Нейропсихологическое обследование
Общий диагностический протокол для определения риска расстройств аутистического спектра (РАС)
  • Интервью для диагностики аутизма (ADI-R)
  • План диагностического обследования при аутизме (ADOS-2)
Анализ наследственного характера заболевания
  • Генограмма семьи
Развитие социальной сферы
  • Шкала адаптивного поведения Вайнеленд
  • Социально-коммуникативный опросник (SCQ)
Скрининговые методы
  • Модифицированная анкета для определения риска аутизма у детей раннего возраста (M-CHAT)

Профиль когнитивного развития ребенка

Батарея тестов Кауфманов (Kaufman Assessment Battery for Children, 2nd edit.). Данный метод представляет собой батарею заданий, предназначенных для оценки уровня интеллектуального развития и академических достижений у детей в возрасте от 3 до 18 лет 11 месяцев. Он включает задания, относящиеся к нескольким шкалам: шкала сукцессивной обработки информации, шкала симультанной обработки информации, невербальная шкала, шкала достижений, шкала планирования и общий показатель теста. Существенным достоинством теста Кауфманов является его опора на нейропсихологическую модель и большое разнообразие шкал, показывающих профиль интеллектуального развития. Тест Кауфманов не был адаптирован на русском языке, в связи с этим представляется оправданным использовать только шкалы невербального интеллекта.

Психолого-образовательный профиль, 3-е издание (PEP-3) (Schopleretal., 2004). Данный тест предназначен для оценки уровня возможностей детей, имеющих нарушения коммуникации. Методика стандартизирована на группе нормативно развивающихся дошкольников. Благодаря этому по итогам проведения теста формируется профиль способностей, выраженный в возрасте, которому соответствует развитие основных навыков. В тесте используются следующие шкалы: когнитивное вербальное / превербальное развитие; экспрессивная речь; понимание речи; мелкая моторика; крупная моторика; зрительно-моторная имитация. Каждой шкале соответствует набор заданий. Сумма баллов по каждой шкале переводится в возраст развития психической функции.

Тест Векслера - детский вариант предназначен для тестирования интеллектуальных способностей у детей и подростков от 6,5 до 16,5 лет. Тест был адаптирован на русском языке и стандартизирован на отечественной выборке. Тест включает 11 субтестов, позволяющих измерить уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей; выявить потенциал обучаемости; определить уровень сохранности интеллекта.

Нейропсихологическое обследование проводится с использованием альбома для нейропсихологического тестирования ребенка. Целью обследования является качественная оценка профиля развития высших психических функций, выявление сохранных и нарушенных звеньев.

Общий диагностический протокол для определения риска расстройств аутистического спектра (РАС)

План диагностического обследования при аутизме (Autism diagnostic sobservation scheduale - ADOS-2) является стандартизированным методом оценки социального поведения. ADOS-2 позволяет дать качественную и количественную квалификацию имеющихся симптомов относительно критериев, используемых в DSM-4 и МКБ-10 для постановки диагноза аутизм и аутистический спектр расстройств. План обследования включает в себя последовательность стандартных ситуаций, провоцирующих ребенка на взаимодействие с интервьюером. Оценивается общение, социальное взаимодействие, игра, стереотипные формы поведения. ADOS-2 состоит из четырех модулей, в каждом из которых предусмотрен свой протокол. Выбор модуля зависит от уровня общего и речевого развития ребенка. Время проведения обследования 30-45 минут. Методика была переведена на русский язык и адаптирована.

Интервью для диагностики аутизма (ADI-R) представляет собой полуструктурированное интервью, предназначенное для получения всего объема информации, необходимой для выявления черт развития, характерных для РАС. Применение ADI-R предполагает участие опытного клинического интервьюера, а также родителя или воспитателя, хорошо знакомого с историей развития и с актуальным поведением пациента. Ограничением применения методики является ментальный возраст испытуемого до 2 лет. В последнем случае надежность методики снижется, ее применение оказывается не оправданным. Время проведения интервью и оценки его результатов - 1,5 --2,5 часа.

Анализ наследственного характера заболевания

Генограмма семьи представляет собой графическую запись информации о семье. Основной целью использования генограммы в клинической практике является выявление случаев наследуемого заболевания, что представляет собой важный этап дифференциальной диагностики при РАС. При составлении генограммы особый акцент необходимо ставить на выяснение особенностей психического и физического статуса всех членов "расширенной" семьи.

Развитие социальной сферы

Шкала адаптивного поведения Вайнеленд представляет собой полуструктурированное интервью, позволяющее оценить 4 основные сферы: коммуникацию, повседневные житейские навыки, социализацию и моторные навыки. В методике также представлена шкала дезадаптации. Результатом применения методики является составление профиля адаптации с указанием сильных и слабых сторон и определением возрастного эквивалента. Уровень адаптации квалифицируется как низкий, умеренно низкий.

Социально-коммуникативный опросник. Скрининговая методика, помогающая выявить симптомы, связанные с расстройством аутистического спектра. Анкета заполненяется родителем или опекуном. Опросник состоит из 40 вопросов в формате да\нет.

Скрининговые методы

Модифицированная анкета для определения риска аутизма у детей раннего возраста - это скрининговая методика, позволяющая определить риск развития аутистической симптоматики у детей раннего возраста. Анкета состоит из 23 вопросов, требующих ответа "да" или "нет". Подсчет баллов состоит в определении количества ответов, не совпадающих с ключом. Время проведения обследования - 10 минут