Ленивых детей не бывает

«Школьные годы чудесные» для некоторых родителей превращаются в постоянный стресс, если ребенок не хочет учиться. О причинах школьной неуспешности и возможностях ее преодолеть  рассказывает профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ, к. п. н.  Анна Щербакова.

— Анна Михайловна, неуспеваемость ребенка  в школе – распространенный повод для обращения к специалисту?

—  К сожалению, да. Сегодня ребенок едва ли не с рождения рассматривается родителями очень  функционально: как будущий ученик. С одной стороны, это хорошо:  родители  заботятся о его  развитии.  С другой, очень часто это похоже на «подгонку» удивительной индивидуальности маленького человека под определенные параметры: наш ребенок уже в три года знает буквы, умеет считать и т. д.  Уже в детском саду устраивается  что-то вроде уроков. При этом из жизни «вымываются» игра,  продуктивные виды деятельности, которые поэтично называют творчеством: рисование, работа с глиной, пластилином.

При таком подходе ребенок обкрадывается в своем развитии, теряется уникальность проживания каждого дня. Внутреннее личное пространство ребенка не безразмерно. Если он чрезмерно занят одним видом деятельности, для другого времени и энергии не остается.

— Можно выделить основные проблемы, мешающие учиться? С чем чаще всего вам приходится сталкиваться?

— Я бы разделила их на психологические проблемы без нарушений в развитии и проблемы с нарушением в развитии легкой и средней  степени тяжести.

С  первой  проблемы мы начали наш разговор.

Если ребенок в дошкольном возрасте чрезмерно занят, он не получает самое важное – опыт преобразования мира.

У него не хватает времени на игру, конструирование, возможность осваивать новые пространства. А они — важнейший путь к становлению символической способности, лежащей в основе успешного обучения.

Знаковая символическая способность – это умение строить ментальные схемы, мыслить абстрактно. Если ребенок этим не овладел, все его обучение будет построено на попытке запомнить готовое решение. А в ситуации, когда надо решение найти самому, он будет теряться. Эта проблема нередко имеет внешние проявления. Иногда он не умеет держать ножницы в руках. Уже в 7-8 лет отказывается рисовать, объясняя неумением это делать.  Значит, кто-то сказал: ты неправильно рисуешь, плохо рисуешь. Даже в такие интимные виды деятельности, как творчество, пытаются ввести нормативы.  Как-то на курсах повышения квалификации, которые я иногда веду, одна из педагогов задала вопрос: «Но мы же должны давать детям правильный ориентир? Один мальчик нарисовал синюю елку. Это же нарушение». Но тут вся группа стала говорить: елки бывают синие, голубые, сизые. Ребенок имеет право так видеть.

— Вторая группа проблем – это легкие органические нарушения….

— Да. Их принято называть «задержкой в развитии». Они бывают совсем незаметными. Ребенок ничем не отличается от сверстников – за исключением невозможности освоить школьную программу. Как правило, он оценивается родителями, как ленивый, вредный, ничем не интересующийся, сопротивляющийся.  На его определенные слабости (восприятия окружающего, внимания, памяти) накладывается негативная оценка, от которой он пытается защититься. Отсюда – агрессия, испорченные отношения с родителями, убежденность в собственной никчемности. Такие наложения очень опасны, так как переходят во взрослую жизнь.

— Какова причина этих нарушений?

— Они связаны с  резидуальными органическими поражениями центральной нервной системы —  во время внутриутробного периода,  при родах, в раннем детстве. Как правило, они парциальные, частичные: весь мозг не затронут, но есть участки с определенными изменениями. При благоприятном положении дел – должном внимании и специальной помощи – их можно компенсировать. Детский мозг очень пластичен: оставшиеся сохранными участки мозга возьмут на себя дополнительные функции.

А что является неблагоприятными обстоятельствами?

— Отказ видеть у ребенка проблему, сводить все к лени и отсутствию интереса. В моей практике было много  самых разных детей. Могу озвучить свою личную позицию: я в лень не верю. Ребенок – не ленивое существо, он от природы настроен на познание, освоение чего-то нового. У него еще нет  установок, которые характеризуются  как «потеря смысла».  Если он не способен проявить интерес, значит, что-то ему мешает. И эту причину надо искать.

Недавно у меня на приеме был  девятилетний мальчик.  Жалобы родителей – типичные: ничего не хочет делать, ничто ему не интересно. Первое же исследование показало —  у ребенка выраженное недоразвитие определенных структур мозга.  В целом он совершенно нормален, но эти изменения препятствуют установлению ментальных связей. Мозг не удерживает информацию.  Когда нужно оперировать уже отвлеченными понятиями, он теряется, не понимает, о чем идет речь.

Чаще всего такие дети начальную школу как-то проходят. А  в средней школе оказываются беспомощными, потому  что там они полностью переходят на знаковую систему освоения знаний.

— А кто входит в третью группу?

— К ней относятся дети с легкой степенью умственной отсталости. Такой ребенок может быть адаптирован в бытовом плане, успешно социализирован. Однако  он нуждается в особой программе обучения. Но и в этом случае роль родителей по поддержке ребенка огромна. Сегодня доказано, что чувство безопасности, состояние эмоционального подъема, ощущение своей компетентности повышает способность познавать окружающий мир.

Опять же могу привести пример из собственной практики. Ко мне обратились родители мальчика с такой легкой интеллектуальной недостаточностью.  Они относились к нему негативно, не могли сказать о нем  ни одного хорошего слова. Позже  совершенно случайно выяснилось: ребенку очень  нравится готовить и устраивать семейные трапезы.  Например, он любит печь блины и приглашать за стол всю семью. Ребенок демонстрирует такую степень личностной зрелости! Но для родителей это не имеет значения. Ведь его основная деятельность – учиться.

— Когда родители сталкиваются с подобными проблемами, к кому первому надо обращаться за помощью?

— На мой взгляд, начинать надо с консультации дефектолога и невролога, а они уже подскажут, в каком направлении двигаться дальше. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что психологи сосредотачиваются на психологических проблемах (отсутствие мотивации, нарушение взаимоотношений в семье), а возможность органических нарушений не рассматривают.

Ребенок – целостное существо. Иногда проблемы внимания, пространственного анализа связаны с нарушением зрения. Речь идет не об известных всем близорукости, дальнозоркости или косоглазии, а незрелой несогласованной работе зрительного аппарата (нарушении конвергенции, глазодвигательных мышц).  Данными вопросами занимается физиолог зрения. Еще одна частая история – нарушение слуха из-за частых отитов и адениодов, когда они перекрывают евстахиеву трубу.  Ребенок не оглох, но как бы « не дослышивает».  Или может быть нарушен кровоток из-за пережатых позвонками артерий.  Как ребенок может быстро соображать, если все время находится в состоянии гипоксии?

Но даже когда все эти проблемы решены, необходим период коррекционно-развивающей работы.

— Из-за невозможности справиться со школьной нагрузкой у таких детей часто возникают проблемы с педагогами. Как правильно себя вести, не дать «сломать» ребенка?

— Никакая школа не сломает ребенка, если он знает: родители вместе с ним. Важно не воевать с учителями, а делать из них союзников. Не бояться рассказать, что у ребенка – проблемы, вы им занимаетесь, ищите помощь у специалистов. Бывают, наверное, профессиональные деформации, но в большинстве своем педагоги не хотят нанести вред ребенку.

— Если подвести итог сегодняшней беседе, что бы самое важное вам хотелось бы сказать?

— Школьная неуспешность ребенка всегда имеет причины, и эти причины надо искать! А потом – вместе с ребенком и специалистами – над ними работать.

Достаточно давно я написала статью: « Хотят ли ученики учиться». В ее основе лежало  исследование, проходившее в обычной московской школе с учениками «очень неуспешного» 9 класса. Выяснилось, все эти дети крайне мало спали. Поскольку им все время приходилось учиться, они не успевали гулять. На мои вопросы, «что ты можешь сделать  для того, чтобы лучше учиться» и «что ты умеешь делать хорошо» практически все ответили: «еще больше сидеть за учебниками», « я ничего не умею делать хорошо».  Вы можете представить себе состояние  ребенка, который стоит перед стеной и не в состоянии ее пробить? При этом у него нет никаких альтернативных вариантов!  В  это же время я исследовала их сверстников из вспомогательной школы. На вопрос, «что ты умеешь делать хорошо»  ни один из них не отказался ответить. Один говорил: «я умею хорошо мыть полы». Другой —  «я умею хорошо работать в мастерской».  Тот вид деятельности, в которым они чувствовали  себя уверенно, давал им дополнительную точку опоры.

Родителям важно эти точки опоры искать. Помогать нащупать ребенку ту область,  где он может чувствовать себя состоятельным.  С моей точки зрения, самая правильная родительская позиция –  доверие и милосердие

 

Больше материалов