Топ-7 навыков, которым следует обучить ребенка до школы
Павлова Елена Валентиновна
Психолог
Вот и подрос наш малыш. Он стал более самостоятельным и теперь пойдет учиться в школу. Пока он еще не знает, что это такое. Наверное, это похоже на детский клуб или на садик. Ребенок ожидает, что в школе будет очень интересно, там у него появятся новые друзья и еще – он теперь взрослый, а значит, у него теперь больше свободы.
Часто именно такую картину ребенку описывают родители, бабушки и дедушки, полагая, что это здорово поддержит ребенка.
С чем же ребенок на самом деле столкнётся в школе?
Правильно:
- С огромным детским шумным коллективом, в котором нужно будет найти свое место, установить контакты, подружиться, и да – часто защищать свои интересы и отстаивать границы.
- С тем, что теперь нужно понуждать себя – преодолевать трудности и выдерживать урок, читать и писать, решать не всегда интересные и веселые задачи, а дома – делать домашнюю работу. И это тогда, когда хочется играть и гулять, смотреть мультики и просто ничего не делать.
- С тем, что теперь учительница и другие учителя будут говорить, какой он (и хорошо, если будут оценивать его труд, а не его как личность). А со второго класса будут ставить оценки. Страшно и обидно получить тройку.
- С тем, что придется при всех читать и отвечать у доски.
- С тем, что очень трудно следить за временем, портфелем. Вовремя вставать и вовремя ложиться спать.
- С тем, что рука не слушается и пишет криво, устает. Еще очень нелегко долго сидеть за партой. А на физкультуре непростые задания, и не все получается сразу.
- С тем, что иногда очень трудно справиться с эмоциями и очень страшно кому-нибудь, даже родителям, рассказать о чем-то.
Из этих «столкновений» часто вырастают страшные истории про застенчивых ребят, троечников и двоечников, которые до школы были героями семьи, а пришли в школу и вдруг, принеся на своих плечах все бремя ответственности взрослого, школьники не справились с, казалось бы, легкими для взрослых задачами.
Как подготовить ребенка к школе?
Конечно – это не только купить красивую форму и большой набор цветных карандашей. Готовность к школе – это готовность к обучению и общению:
- Быть готовым к взаимодействию с другими детьми и взрослыми. Так он сумеет установить контакты с одноклассниками, подружиться, выстраивать безопасные границы.
- Сформировать такие навыки, которые позволят ему быть усидчивым, преодолевать трудности, понимать учебные задачи и выполнять их.
- Воспринимать оценку как показатель вложенного своего труда, а там, где оценка несправедливо поставлена – не интерпретировать ее как оценивание своей личности, а проговорить это с родителями или учителем.
- Выступать на публике, не боясь совершить ошибку. Держаться уверенно.
- Научиться следить за временем и организовывать свое пространство.
- Создать для ребенка условия, в которых будет сформирована нейрофизиологическая готовность к обучению.
- Научиться понимать свои эмоции, переживать их, управлять ими и поведением и, конечно, делиться с родителями.
Все эти сформированные навыки можно определить как психологическую готовность к школе – достаточный уровень психического и физического развития для старта освоения школьной программы в группе со сверстниками. Психологическая готовность к школе включает мотивационную, личностно-социальную, эмоционально-волевую, интеллектуальную готовность. Все эти компоненты формируются не сразу, не в первый день сентября и даже не в первый месяц. Они начинают формироваться еще в дошкольном возрасте, в процессе общения, игры, труда. Важным фактором их развития является проявление живого интереса ребенка к окружающему миру и большая практика общения со сверстниками и со взрослыми.
В нашем перечне мы отметили два важных пункта, на которых хотелось бы отдельно остановиться.
Нейрофизиологическая готовность к школе
Нейрофизиологическое развитие ребенка оказывает непосредственное влияние на успешность обучения и результаты обучения детей. Движение представляет собой самый первый язык ребенка, посредством движения ребенок изначально осваивает мир вокруг себя и обретает контроль над своим телом. Функциональная зрелость нервной системы ребенка является базой для успешного обучения в школе. Под нервной системой следует понимать совокупность анатомически и функционально взаимосвязанных нервных структур, обеспечивающих регуляцию и координацию деятельности организма человека и его взаимодействие с окружающей средой. Для того, чтобы ребенку было комфортно обучаться, у него должны быть развиты сенсорные системы:
- зрительная (моторная функция (плавное cлежение) – оказывает влияние на формирование навыка чтения и пиcьма; отвечает за перефокусировку (удержание и переключение внимания, поддержание работоспособности);
- слуховая (восприятие информации на слух, формирование словаря, фонематическое развитие, формирование произносительной стороны речи, реакция на аккустические стимулы и раздражители – быстрое реагирование на поставленные задачи, как пример);
- вестибулярная система, взаимодействуя со зрительной и проприорецептивной сенсорными системами, играет важную роль в пространственной ориентации организма. Ее зрелость оказывает влияние на развитие учебных навыков, таких, как возможность автоматически поддерживать рабочую позу и поддерживать баланс, влияет на работоспособность и устойчивость внимания, развитие пространственных представлений, общий мышечный тонус, на мышцы, отвечающие за движения глаз, стрессоустойчивость;
- проприоцептивная система передает сигналы от мышц, суставов, сухожилий, связок в ЦНС, принимает сигналы от ЦНС. Ее зрелость оказывает влияние на общую координацию движений; достижение динамического баланса; правильное пользование инструментами; точность, направленность и силу движений; результативность контроля движений и моторного планирования; на самоощущение и самооценку.
Наши групповые занятия по подготовке к школе направлены не только на формирование психической готовности, но и на формирование функциональной зрелости нервной системы ребенка.
Не менее важный вопрос – это то, как ребенок будет воспринимать оценки и оценивание
Второй не менее важный вопрос – это то, как ребенок будет воспринимать оценки и оценивание. Это один из самых частых запросов после запроса о том, чтобы мы поспособствовали повышению успеваемости ребенка и помогли ему обрести желание учиться. И вот оказывается, что одним из значимых факторов, влияющих на желание учиться, становится отметка. Получает ребенок тройку и боится: боится расстроить родителя, переживает, что он самый глупый и ничего у него не получается. На что он ориентируется? Верно – на внешнюю оценку и на негативную реакцию родителя. А если разобраться, то причиной тройки может быть целый ряд обстоятельств – например, ребенок поленился и не приложил должных усилий для выполнения задачи (тут мы говорим о навыке самоорганизации и возможности оценивать свой труд и его результаты); был не внимателен на уроке и не точно услышал задачу (самоорганизация и концентрация); отвлекался на других детей / птичек / что-то еще (мотивация и самоорганизация); подвел почерк, и в тексте появились ошибки, или не попадал с записями чисел в клетки при делении, и была допущена ошибка в расчетах, или очень медленно вел запись и не все упражнения выполнил (нейромоторная готовность к обучению); или (иногда и такое случается) учитель была расстроена поведением детей из класса, и это повлияло на отметку. Как видим, во всех перечисленных случаях ребенку потребуется поддержка. Многие из этих ситуаций можно предупредить, начав готовить ребенка к этому до того, как он начнет посещать школу. Например, сопровождая деятельность ребенка, можно не просто говорить, что он молодец и нарисовал красивую картину, но отметить, что он очень постарался, был аккуратным и получил хороший результат. А когда результат не очень – можно с ребенком проанализировать, почему так вышло: торопился или отвлекался. И подбодрить его тем, что в другой раз он будет стараться, и у него обязательно получится задуманное. В процессе совместной деятельности и игры, а также в процессе ее сопровождения, происходит формирование у ребенка навыков, которые необходимы для обучения. И даже если учительница была в плохом настроении, ребенок сможет поделиться своей досадой с мамой и правильно интерпретировать полученную тройку.
Правильно говорят, что школа – это билет в жизнь. Это касается не только и не столько образования, сколько формирования у ребенка навыка жить в социуме.
Мы приглашаем деток на наши группы «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ» (6-8 ЛЕТ).
Автор статьи: Павлова Елена Валентиновна, психолог, автор и ведущий групповых детских программ, центр ИГРА
Институт Гармоничного Развития и Адаптации (igramsk.ru)